Страница обновлена 24.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Григорьевская средняя школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 24.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Григорьевская средняя школа" Ярославского муниципального района

 

Методика определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Объектом межличностной зависимости выступают отношения с другими людьми.
Тест профиля отношений (Relationship Profile Test) был создан Р. Борнштейном и его коллегами в 2001 г. в США (Bornstein, 2001, 2003) и был адаптирован нами в 2005 г. Методика нацелена на диагностику таких межличностных феноменов, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение.
Явление межличностной зависимости является сложным и многоплановым, в связи с чем исследователи разграничивают зависимость как нормативное явление и чрезмерную зависимость, вызывающую деструктивные личностные изменения.

Чрезмерная зависимость представляет собой специфическое состояние, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви и принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неотъемлемыми чертами зависимой личности выступают неуверенность в себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества и др.
В отличие от чрезмерно зависимых индивидов, люди с нормативной зависимостью демонстрируют значительную гибкость в общении, способность обращаться за помощью по мере возникновения объективной необходимости, умение устанавливать долговременные эмоциональные отношения. Здоровая зависимость связана с широким спектром поведенчесих реакций, отличается адаптивностью и вариативностью. Корни здоровой зависимости – в авторитетном, последовательном и надежном стиле родительского воспитания, который формирует у ребенка чувство уверенности, безопасности, а также убеждение в том, что далеко не всегда обращение к другим за помощью является признаком слабости или собственной неуспешности.

Современные исследователи деструктивного отделения в описании данного феномена акцентируют внимание на неспособности человека развивать социальные связи, устанавливать тесные отношения привязанности. В основе деструктивного отделения лежит бессознательный страх перед близкими отношениями, которые ассоциируются с поглощением, потерей себя, растворением в другом человеке, а также ранний детский опыт, сформировавший у ребенка убеждение в преимуществе независимости и самодостаточности по сравнению с близостью и привязанностью.
Опросник состоит из 30 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) деструктивная сверхзависимость {destructive overdependence), 2) дисфункциональное отделение {dysfunctional detachment]), 3) здоровая зависимость {healthy dependency). Все утверждения опросника являются прямыми.

Инструкция
«При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:

  1. балл – совсем не характерно для меня;
  2. балла – скорее не характерно для меня;
  3. балла – не знаю;
  4. балла – скорее характерно для меня;
  5. баллов – очень сильно характерно для меня».

Текст опросника

  1. Другие люди мне кажутся более уверенными, чем я.
  2. Меня легко обидеть критикой.
  3. Необходимость отвечать за что-то заставляет меня волноваться.

4. Я чувствую себя гораздо комфортнее, когда кто-то другой берет на себя
ответственность.

  1. Другие не понимают, насколько их слова могут меня обидеть.
  2. Для меня важно, чтобы другие люди любили меня.

7. Я бы предпочел уступить и сохранить мирные отношения с партнером, чем
отстаивать свое мнение и выиграть в споре.
8. Я счастлив, когда руководит кто-то другой.

  1. Когда я спорю с кем-либо, меня волнует, что наши отношения могут надолго испортиться.
  2. Я иногда соглашаюсь с тем, во что я в действительности не верю, ради того чтобы понравиться другим.
  1. Другие люди хотят слишком многого от меня.
  2. Когда кто-то приближается ко мне слишком близко, я стремлюсь отдалиться.
  3. Время от времени мне необходимо отдаляться от всего окружающего.
  4. Я бы хотел иметь больше времени для самого себя.

15. Я предпочитаю принимать решения самостоятельно,не опираясь на мнение
других людей.

  1. Я не люблю открывать о себе слишком много частной информации.
  2. Я иногда опасаюсь мотивов других людей.
  3. Я счастлив, когда я работаю самостоятельно.
  4. Для меня очень важно быть независимым и самодостаточноым.
  5. Когда дела идут не очень хорошо, я стараюсь спрятать свои чувства и быть сильным.
  6. Я верю, что большинство людей в глубине души хорошие и имеют добрые намерения.
  7. Я способен поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами с людьми, которых я хорошо знаю.
  8. Я спокойно себя чувствую, когда прошу у других помощь.
  9. Я не волнуюсь о том, как меня воспринимают другие люди.
  10. Я часто иду на компромиссы с людьми, которые ориентированы на сотрудничество.
  11. Мои отношения с другими именно такие, какими я и хотел бы их видеть – даже если бы я мог, я не стал бы ничего менять.
  12. Я воспринимаю себя как человека, способного хорошо справляться с разочарованиями и препятствиями.
  13. В отношениях с другими мне удобно и предлагать помощь людям, которые в ней нуждаются, и просить у других поддержку, когда я в ней нуждаюсь.
  14. Когда я ссорюсь с кем-либо, я уверен, что наши отношения восстановятся.
  15. Мне легко доверять людям.

Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к определенной шкале.
Шкала деструктивной сверхзависимости: утверждения № 1 – 10;
шкала дисфункционального отделения: утверждения № 11 – 20;
шкала здоровой зависимости: утверждения № 21 – 30.
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с тестовыми нормами. При этом тестовые нормы по шкале деструктивной сверхзависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкалам дисфункционального отделения и здоровой зависимости нормы единые.

Тестовые нормы оценивания выраженности деструктивной сверхзависимости, дисфункционального отделения
и здоровой зависимости

Шкалы

Уровни выраженности

 

Низкий

Средний

Высокий

Деструктивная

10-17

 

18-30

31-50

сверхзависимость
(мужчины)

 

 

 

 

Деструктивная

10-22

 

23-34

35-50

сверхзависимость
(женщины)

 

 

 

 

Дисфункциональное

10-27

 

28-37

38-50

отделение

 

 

 

 

Здоровая зависимость

10-29

30-39

40-50